Закон независимого наследования »storinka.click


Дигибридное скрещивание проводят по двум различным признакам

В предыдущем параграфе мы рассмотрели ситуацию, когда происходит скрещивание организмов, различающихся по одной исследуемой признаку, за которую отвечают аллели одного гена. В этом параграфе мы обсудим несколько интересную ситуацию - скрещивание организмов, различающихся по двум признакам, каждая из которых кодируется своим геном. Такой вариант скрещивания называют дигибрид ным скрещиванием. Возьмем классический объект, используемый основателем генетики Менделя в его опытах, - горох посевной. В этом случае нас будет интересовать пара признаков - цвет и форма семян. Признак цвет семян (горошин) имеет два альтернативных проявления - желтые и зеленые семена. Различия между этими проявлениями связанные с аллелями одного гена. Аллель А - доминантный аллель, отвечает за желтый цвет семян, аллель а - рецессивный, отвечает за зеленый цвет. Для этого признака наблюдается полное доминирование. Согласно особи с генотипами АА и Аа имеют желтую окраску семян, а особи с генотипом аа - зеленый. Аналогично наследуется форма семян, может быть гладким или морщинистым. Особи с генотипами ВВ и ВЬ имеют гладкие семена, а особи с генотипом ЬЬ - морщинистые.

Рис. 32.1. Дигибридное скрещивание гороха по признакам цвета и формы семян


Узнаем, каким будет результат скрещивания двух особей с генотипами ААВВ (желтое гладкое семян) и aabb (зеленый морщинистое семян). Если рассматривать наследования каждого признака (цвет и форма семян) отдельно, то увидим классическое моно- генное наследование с полным доминированием: в первом поколении будет однообразие, во втором - расщепление 3: 1.

Рассмотрим наследования обоих признаков сразу (рис. 32.1). Очевидно, что особь с генотипом ААВВ производить гаметы только одного типа - АВ, особь с генотипом aabb - гаметы ab. В процессе оплодотворения образуются зиготы с генотипом АаВЬ. Особей с таким генотипом называют дигетерозиготы. Поскольку в генотипе содержатся доминантные аллели обоих генов, все потомки первого поколения будут иметь одинаковый фенотип, который повторяет генотип одного из родителей: все горошины будут желтые и гладкие. А как распределятся фенотипа потомков во втором поколении, если рассматривать оба признака одновременно?

Прежде чем перейти к рассмотрению этого интересного вопроса, заметим: гены, ответственные за проявление признаков, которые наследуются, расположенные в разных хромосомах, то есть в процессе мейоза эти гены распределяются между гаметами независимо друг от друга вместе со своими хромосомами. Итак, вероятность

попадания аллеля В до гаметы не зависит от того, попал к ней аллель А а. Рассмотрим, какие типы гамет образовывать особи с генотипом АаВЬ (рис. 32.2). Половина гамет содержать аллель А, половина - а. Такое же соотношение будет и для Апель Б и Ь. Поскольку аллели обоих генов распределяются между гаметами независимо друг от друга, то всего будет образовываться 4 комбинации аллелей в равных соотношениях: АВ, АЬ, аВ и аЬ.


Итак, каждая из особей с генотипом АаВЬ производит четыре типа гамет. Какие же варианты комбинаций Апель образовываться в процессе слияния гамет друг с другом? Представить это наглядно поможет специальная таблица, называется решеткой Пеннета (рис. 32.1). Мы уже сталкивались с решеткой Пеннета в предыдущем параграфе - тогда мы использовали ее для описания расщепления генотипов в случае моногибридного скрещивания. Верхняя строка таблицы отведено генотипам гамет, образующихся одним организмом, левый столбик - генотипам гамет, образующихся другим организмом. В случае скрещивания двух дигетерозигот первую строчку и первый столбик решетки Пеннета совпадают. В ячейках записывают получаемые генотипы зигот. На рисунке 32.1 изображена решетку Пеннета для этого случая.

Как мы видим, решетка содержит 4x4 = 16 ячеек, но все же генотипы и фе-нотипы, получаемые в некоторых ячейках, совпадают. Расщепление генотипов будет 1А4ВБ: 2АаВВ: 2ААВЬ: 4АаВЬ: 2ааВЬ: ИааВВ: 2Aabb: ИААЬЬ: laabb. Расщепление фенотипов в случае полного доминирования будет выглядеть 9А_В_: ЗА_ЬЬ: 3ааВ_ 1 aabb. Подобное соотношение фенотипов можно было получить и другим способом, просто умножая распределение фенотипов для каждого признака отдельно: (34_ + 1аа) • (ЗВ_ + 1ЬЬ) = 9Д_Б_: ЗА_ЬЬ: 3ааВ_: ИааЬЬ. Построение решетки Пеннета и умножения вероятностей эквивалентны друг другу. Следовательно, в случае независимого наследования и полного доминирования при скрещивании двух дигетерозигот в потомстве будет четыре фенотипа в соотношении 9: 3: 3: 1. Такое расщепление впервые получил Грегор Мендель в своих опытах с посевным горохом. Тогда еще не было известно о ДНК, хромосомы и мейоз, но, проведя тщательный анализ результатов эксперимента, ученый пришел к выводу о независимом наследовании признаков. Подобная закономерность, что, как мы видим, является прямым следствием расхождения хромосом в мейозе, была установлена ​​в XIX веке и известная как третий закон Менделя.

Законы Менделя выполняются не всегда

Мы с вами рассмотрели закономерности, с открытия которых началась генетика. Эти законы были открыты в 60-х годах позапрошлого века и в честь их открывателя назван законам Менделя. Перечислим их еще раз.

Закон единообразия гибридов первого поколения (первый закон Менде-ля). При скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по одной парой альтернативных проявлений признака, все первое поколение гибридов окажется одинаковым и нести проявление признака одного из родителей.

Закон расщепления признаков гибридов второго поколения (второй закон Мэн-деля). При скрещивании двух гетерозиготных потомков первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление по фенотипу 3: 1 в случае полного доминирования.

Закон независимого наследования (третий закон Менделя). При скрещивании двух особей, различающихся по двум (и более) признаками, признаки (и соответствующие им гены) наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях.

Законы Менделя были выведены во второй половине XIX века, когда знаний о ДНК, гены, хромосомы и мейоз еще не было или они только зарождались. В начале XX века было выяснено принципы, которые объясняют каждый из законов Менделя. Однако знания человечества о генетике расширились, и были исследованы ситуации, когда законы Менделя не подтверждаются. Не надо воспринимать это как крах менделизма и генетики, просто эти законы описывают лишь определенный круг явлений, за пределами которого в приведенных формулировках они уже не действуют. Эти ситуации мы будем изучать в следующих параграфах, но сначала определим условия, при которых законы Менделя сбываются.

1. Моногенное наследования. Альтернативные проявления одного признака у особей, скрещиваются, определяются отличием аллелей лишь одного гена.

Рис. 32.3. геномный импринтинг

Функциональный аллель гена фактора роста вызывает нормальный размер тела мышонка, мутантный аллель вызывает карликовость. Если мутантный аллель находится в материнский хромосоме, то он «замалчивается» и мышонок будет нормальный размер тела. Если же мутантный аллель находится в родительской хромосоме, то он проявится в фенотипе и родится карликовое мышонок.

2. Два альтернативные аллели. В скрещивании рассматриваются только два альтернативных аллели. Это следует из условия о скрещивания в начале двух чистых линий, то есть гомозиготных организмов.

3. Диплоидные организмы. Рассматриваются диплоидные организмы. На самом деле, если организмы тетраплоидни, то в первом поколении мы получим однообразие, но расщепление во втором поколении отличаться от 3: 1.

4. Гены наследуются независимо. Вероятность попадания аллеля одного гена в гаметы не зависит от попадания аллеля другого гена в гаметы. Для этого гены должны быть расположены в разных хромосомах.

5. Ядерная наследственность. Гены, ответственные за проявление признаков, содержащихся в ядерных хромосомах. Действительно, как мы знаем, наряду с ядерной есть и цитоплазматическая наследственность. Примером могут служить гены митохондрий. Митохон-дрии человека наследуются по материнской линии (через яйцеклетку), поэтому в зиготе есть митохондриальные гены только одного из родителей (у человека - материнские).

6. Отсутствие геномного запоминания. Некоторые гены активны в зависимости от того, в какой хромосоме ген расположен - материнской или отцовской. Для таких Апель нет понятия доминирования - проявление эффекта зависит только от хромосомы. Такое явление называется геномный импринтинг и является распространенным, особенно среди млекопитающих (рис. 32.3).

7. Отсутствие материнского эффекта. Материнский эффект - явление, когда фенотип потомства определяется генотипом матери и не зависит от генов, унаследованных от отца. Материнский эффект может быть связан с тем, что на ранних стадиях эмбрионального развития в организме почти не работают собственные гены - вся ДНК вовлечена в репликации. Таким образом, большинство генов, работающих в эмбрионе, - материнские, мРНК которых остаются в цитоплазме яйцеклетки. Из этого следует, что ряд признаков, которые связаны с начальными этапами эмбрионального развития, полностью определяется геномом матери.



Гуго де Фриз

Родился в 1848 году в городе Гарлем, что на западе Нидерландов. Учился в Лейденском университете, где изучал ботанику. Был профессором Амстердамского университета и директором Амстердамского ботанического сада. Де Фриз известный как исследователь осмотического давления в растительных организмах, явлений плазмолизу и деплазмолиза. В 1900 году подтвердил результаты опытов Гоегора Менделя, чем дал толчок бурному развитию генетики. Однако главным достижением Гуго де Фриза является создание мутационной теории. Ученый считал, что новые виды образуются в результате изменений наследственного материала - мутаций. Умер де Фриз 1935 года в своем имении Люнтерне на востоке Нидерландов.

подумаем

Найдите один правильный ответ

1. Правильная формула расщепления при скрещивании двух дигетерозигот

А 3: 1 Б 9: 9: 3: 1 В (3: 1) г Г 9: 3: 1 Д 9: 3: 1: 1

2. Биологическое почву для третьего закона Менделя - это то, что А гены расположены в одной хромосоме

Б при мейозе к другу гаметы попадают обе хромосомы из пары В наблюдается полное доминирование Г различные гены расположены в разных хромосомах Д каждая гамета уникальная, не похожа на другую

3. При переносе пыльцы с растения, имеет зеленые листья, на растение, имеет мозаичное бело-зеленые листья, все потомки имеют мозаичное листьев. При переносе пыльцы из мозаичных на зеленые растения - все потомки будут иметь зеленые листья. Такое наследование А соответствует законам Менделя Б не соответствует законам Менделя В соответствует расщеплению 3: 1 Г соответствует только первому закону Менделя Д соответствует расщеплению 1: 1

4. геномной запоминания не ведет к

А проявления рецессивных признаков при наличии доминантных Б наследование по материнской линии

В нарушение доминирование Г инактивации генов одного из родителей Д исчезновения генов

Сформулируйте ответ несколькими предложениями

5. Как современные знания помогают нам объяснить законы Менделя?

6. Сколько видов гамет может образовать при мейозе гетерозигота по 10-ю генами, если все они расположены в разных хромосомах?

7. Почему общее расщепления после скрещивания дигетерозигот равна произведению расщеплений от моногибридного скрещивания гетерозигот?

8. Почему расщепление по генотипу и расщепление по фенотипу отличают

ся при скрещивании дигетерозигот?

9. Какие условия нужны для появления «материнского эффекта», когда признаки успад

ковуватимуться по материнской линии?

Найди ответ и приблизься к пониманию природы

10. Какое расщепление будет во втором поколении при дигибридном скрещивании двух чистых линий, если организмы тетраплоидни (содержат четыре копии каждой хромосомы), а их гаметы диплоидные?

11. Почему генетика бактерий НЕ подчиняется законам Менделя?

Узнай самостоятельно и расскажи другим

12. Считают, что законы Менделя имеют статистический характер. Чем это объясняется и почему Менделю для выяснения закономерностей приходилось подсчитывать по несколько тысяч горошин?

13. Почему скрещивания с рецессивных гомозигот называют анализувальним скрещиванием? Какие результаты следует ожидать от анализувального скрещивания разновидностей гороха, полученных Менделем?

Это материал из учебника Биология 9 класс Шаламов


А как распределятся фенотипа потомков во втором поколении, если рассматривать оба признака одновременно?
Какие же варианты комбинаций Апель образовываться в процессе слияния гамет друг с другом?
5. Как современные знания помогают нам объяснить законы Менделя?
6. Сколько видов гамет может образовать при мейозе гетерозигота по 10-ю генами, если все они расположены в разных хромосомах?
7. Почему общее расщепления после скрещивания дигетерозигот равна произведению расщеплений от моногибридного скрещивания гетерозигот?
10. Какое расщепление будет во втором поколении при дигибридном скрещивании двух чистых линий, если организмы тетраплоидни (содержат четыре копии каждой хромосомы), а их гаметы диплоидные?
11. Почему генетика бактерий НЕ подчиняется законам Менделя?
Чем это объясняется и почему Менделю для выяснения закономерностей приходилось подсчитывать по несколько тысяч горошин?
13. Почему скрещивания с рецессивных гомозигот называют анализувальним скрещиванием?
Какие результаты следует ожидать от анализувального скрещивания разновидностей гороха, полученных Менделем?