Главная Новости

Значение Магриба

Опубликовано: 16.07.2023

Значение Магриба

tportal.hr, Катарина Лукетич, 04.07.2011

То, что не удалось сделать отечественным СМИ в отношении «арабской весны», отчасти заменяет недавно изданный сборник «Смысл Магриба», в котором делается попытка объяснить важность арабских революционных движений для демократизации всего региона, а также их будущее. последствия для неолиберализма и неоколониальной политики развитого Запада, Египта и Туниса, Ливии, не говоря уже о Бахрейне или Сирии; на самом деле, даже Греция и Испания — это страны, протесты и социально-политическая ситуация которых лишь вскользь обсуждаются в публичном пространстве Хорватии. А именно, о них говорят только тогда, когда сотни тысяч людей выходят на улицы, как этой весной в Тунисе или Египте, только когда бегство через границу из-за правительственных репрессий становится таким же массовым, как сейчас в Сирии, или когда происходят столкновения между полиция и протестующие становятся очень жестокими - и, следовательно, визуально очень привлекательными - как в Греции. Без таких накаленных ситуаций эти пространства невидимы для хорватской публики. Если вы спросите ежедневного потребителя ежедневных хорватских телеканалов и центральных газет, что означает «арабская весна» 2011 года и кто все продемонстрировал и во имя чего, или если вы спросите его более подробно, в чем разница между уличными беспорядками в Афинах и Египте, между властями Туниса и Йемена, между египетскими крестьянами и египетскими Братьями-мусульманами ответ, скорее всего, будет основан не на фактах или знании арабских/средиземноморских культур и обществ, а на давних западных стереотипах о дикий Восток и отсталый Юг. Стереотипы, которые и мы, в своем стремлении быть во всем похожими на Запад, легко присваиваем себе, забывая, что подобный поверхностный западный взгляд формировал целое родственное мнимое - наше и Балканы. За пределами своего двора Нет ничего необычного в том, что типичный потребитель мировой политики в упрощенной версии отечественных СМИ не имеет ни малейшего представления о том, что происходит в арабском мире или в более широком Средиземноморье. А именно, в тех СМИ, которые он потребляет ежедневно (потому что важно быть в курсе событий), он не наткнется ни на анализ ситуации в этих странах, ни на интеллектуальную дискуссию о важности этих восстаний, и он даже не сможет следить за развитием ситуации, потому что в репортажах заслуживают только события с достаточной дозой зрелищности (кровь на площадях, кровь в святынях, бомбы в поясах). Вот почему медийно-опосредованный образ арабского мира и его революций, или бунтов с эффектом домино, представляет собой лишь череду разрозненных фрагментов насилия, хаоса и деспотизма. Однако невежество и увековечивание одних и тех же стереотипов характеризует не только отношение к теме арабских восстаний; речь идет не об излишестве, а скорее о явлении, являющемся следствием обычной медийной практики трансляции любого контента, потому что, якобы, мы его попросили. Например, посмотрите телепротоколы или количество страниц, посвященных внешним новостям, затем отделите от них сплетни и зрелища: Берлускони и несовершеннолетние, живот Карлы Бруни, мускулы Путина, семейно-политические барбекю семьи Обамы, опросы для и против хиджаба, и у вас останутся – информационные крохи. Эта сосредоточенность исключительно на собственном дворе, где выслушивается каждый пек местной политической или увеселительной птицы, или на соседском дворе, только если мы надеемся на какую-то выгоду от него, показывает степень здесь узости, даже провинциальности. Активизм: наивность и первоначальная сила То, что не удалось сделать отечественным СМИ в отношении «арабской весны», частично заменяет недавно изданный сборник «Смысл Магриба», пытающийся объяснить значение арабских революционных движений для демократизации всего региона.,но и их будущие последствия для неолиберализма и неоколониальной политики развитого мира Запада. Сборник был опубликован перед конференцией «Новая освободительная борьба» в Загребе (в рамках фестиваля Subversive Film) и содержит тексты известных левых теоретиков и активистов (Тарика Али, Славоя Жижека, Антонио Негри, Самира Амина, Майкла Хардта, Ноама Хомский, Цветан Тодоров, Гилберт Ахкар и др.), опубликованные в последние месяцы иностранными газетами, сохраняющими профессиональное достоинство (такими как Guardian, Le Monde), независимыми интернет-СМИ (такими как культовый ZNet), а некоторые из них перечислены согласно рукопись. Все представленные авторы, выбранные редактором Сречко Хорватом, пишут с позиции яростной критики неолиберализма и западноцентристской точки зрения, находя в арабских восстаниях начало конца сегодняшней экономической и продиктованной капиталом политики, т. е. называется великие силы. Прочитанные в одном месте и последовательно, эти тексты также устанавливают желательный фронт мысли против господствующих, но фактически исчерпанных идей и дискурсов Запада, когда речь идет об исламе и Востоке или незападных культурах в целом. Арабская весна 2011 года прослеживается в этих текстах почти эйфорически, поэтому ее регулярно сравнивают с революционным 1848 годом и расколом в строгих социальных классах того времени. Есть, без сомнения, некоторая романтизация идеи революции, некоторая наивность Робин Гуда, равно как и преклонение перед мощью нового, молодого Востока, противостоящего пассивному и усталому Западу (есть, следовательно, и те позитивные ориентализмы, о которых давно писал Эдвард Саид). Однако активизм иногда включает в себя наивность или фанатскую риторику, потому что на самом деле он пробуждает некоторые социально-конструктивные импульсы. Что нам арабы? Кроме того, для большинства авторов «арабская весна» 2011 г. характерна тем, что речь идет о самоорганизованных народных восстаниях, в ходе которых с помощью западной политики свергаются политические и экономические элиты, десятилетиями находившиеся у власти. Эти восстания носят светский характер и в них участвовали разные социальные слои, что обновляло идею национальной солидарности и идею единства арабских культур. Они завораживают силой и скоростью, с которой они передавались из страны в страну, и тем эхом, которое они имеют во всем исламском мире, постоянно меняя некоторые устоявшиеся социальные конфигурации. Для этих авторов восставшая арабская масса — это сознательная масса, она не руководствуется политикой интересов и не ослеплена идеологическими обещаниями, и поэтому, как пишет влиятельный французский философ Ален Бадью: «Мы должны быть учениками этих движений, а не их глупыми учителями»..' События в Египте, Тунисе и Ливии показывают бессмысленность т.н. вечные истины об арабах, такие как то, что это монолитная, враждебная и закрытая культура, которая постоянно находится в фазе регресса; или о нации, которая не способна к толерантности, развитию и самостоятельному принятию решений, без вмешательства Запада. Здесь важно отметить, что в сборнике также присутствуют тексты полемики, связанной именно с вопросом западной военной интервенции в Ливии, в которой участники часто затрагивают обоснование военной интервенции НАТО в Косово в 1999 г. Эта полемика, что касается меня, ясно показывает, что суждения, в которых справедлива только теория или абстрактные принципы, часто не имеют никакой связи с действительностью и сложной ситуацией на местах. Круглый стол «Смысл Магриба» Самообъяснение Некоторые из упомянутых тезисов из этих текстов покажутся скептикам наивными, а циникам преждевременными, потому что прошло слишком мало времени и не была соблюдена знаменитая историческая дистанция, гарантирующая объективность. Но, как с дистанцией, так и без нее, нет правильного окуляра, не искажающего прошлое и отрицающего контекст писания, личность автора и тот идейно-мировоззренческий багаж, который он привносит в интерпретацию. Кроме того, эти тексты не претендуют на научный трон, они написаны против ожидания, против стратегии молчаливого наблюдателя и конформиста. Ключевым здесь является именно интеллектуальное осознание, решение высказать свою позицию здесь и сейчас, сразу, а не потом, когда расставляются пешки, выбираются позиции, делаются большие ходы... Это ясно выразил сам Хорват в своих переговорах, вспоминая участие Мишеля Фуко в революционном Иране в момент прихода к власти Хомейни. Готовность разоблачать себя (даже при неверных предсказаниях) не должна быть обусловлена ​​тем, чему учит история, - что бунт масс часто оборачивается террором во имя масс, что бандиты и головорезы провозятся контрабандой под видом революции, что победители обычно не те, кто был на передовой... Вита актива связана с такими рисками, и они не должны заканчиваться.